Некоммерческие проекты и деньги:
приносить пользу или быть бесплатным

Женя Софронов, © 2014

Считается, что некоммерческие проекты должны делать всё бесплатно. Лучше всего — если всё достаётся людям бесплатно. В крайней случае, допустимо оплатить прямые расходы, но работать-то организаторы точно должны бесплатно. Из-за этого умирает множество полезных проектов.

Некоммерческие проекты отличаются от коммерческих не тем, что в них работают люди, которые могут существовать только на кислороде, солнечном свете и энтузиазме. А тем, что все деньги, которые получает некоммерческий проект, он тратит на свою работу и развитие. Прибыль — не цель проекта.

Очевидно, что не существует ничего бесплатного. За бесплатное заплатил кто-то другой. Всё, что делают некоммерческие организации, кем-то оплачивается. Чтобы проект работал, нужны ресурсы: деньги и время.

Самый любимый способ финансирования проекта — организаторы оплачивают всё сами и работают бесплатно. Зарабатывают деньги в другом месте, и тратят их и свободное время на проект. Такой способ работы всегда вызывает восхищение. Ничего себе, какие молодцы, делают всё только на энтузиазме! Но есть минус. Такой проект никогда не вырастет. С ростом проекта растут и затраты организаторов. Мотивация развивать проект сомнительная. Зачем развивать проект, если когда он вырастет, нужно будет тратить больше денег и больше времени?

Ещё некоммерческий проект может зарабатывать обходными путями. Для общества деятельность бесплатна, но организаторы занимаются дополнительными штуками: консультируют, рекламируют или продают футболки. Сначала некоммерческая часть проекта приносит пользу коммерческой: увеличивает известность и репутацию. Но это два разных проекта, один из которых существует за счёт другого. И на каком-то этапе энтузиазм снова становится единственной мотивацией для развития некоммерческой части.

Спонсорство — это тоже опасный своей неустойчивостью вариант. Если спонсор уходит и найти нового не удаётся, проект умирает. Независимо от того, насколько классный был проект.

Некоммерческие проекты и деньги: приносить пользу или быть бесплатным

Я убеждён, что нужно брать деньги с людей за то, ради чего проект существует. «Красивый Петербург» должен сделать своё приложение платным. «Велоинфраструктуризация» ввести плату за обращения. Наклейки «Сосединга» должны продаваться за деньги.

Это единственный устойчивый вариант. Устойчивость развития — это необходимое условие. При успехе и росте, система должна становиться лучше; если становится хуже — проект умрёт.

Хотя этот вариант часто вызывает критику. Считается, что зарабатывать на желании улучшить мир — аморально. Мне же кажется, что аморально перекладывать на организаторов все расходы. Проект — это совместная работа. Организаторы трудятся над инструментом для решения проблемы, а само действие должно распределяться между всеми участками.

Более того, и сами организаторы часто считают неприемлемым делать проект платным. Ведь тогда меньше людей воспользуются им и проект принесёт меньше пользы. Но бесплатный проект может приносит больше пользы только до какого-то уровня. И дальше этого уровня вырасти невозможно. А брать деньги с людей — это возможность расти и приносить больше пользы.

Если люди не хотят платить, может быть, проект бессмысленный? Или стоит лучше объяснить, в чём его ценность.

Трудясь за деньги, совсем необязательно (и лучше не надо) переключаться в режим капиталистической акулы и думать только о деньгах. Можно делать что-то и бесплатно, что-то по гибкой цене, можно начать и работая бесплатно.

Будет критика. Однако если важен проект и польза, которую он приносит, а не всеобщее восхищение бескорыстностью, выбора нет. И будет сложнее. Бесплатному люди рады всему, а за деньги нужно действительно быть полезным.

Но только когда проект получает деньги за свою деятельность, он может устойчиво развиваться. Выбор таков: быть бесплатным или расти и приносить пользу.

Я не рассматриваю все в мире некоммерческие проекты. Подходят ли размышления к вашему проекту — решайте сами.