Мысли Жени Софронова

Иногда я бесплатно делаю дизайн для гуманистических проектов. Работать бесплатно — почти всегда сложнее. Переговоры идут сложно, правки утверждаются со скрипом и результат часто плохой.

Я не понимал, почему работать бесплатно сложнее, чем за деньги. Хотя я искренне хочу помочь, и клиент ценит это желание. Я долго думал об этом и наконец понял.

У меня есть два принципа работы с клиентами: обсуждать задачи, а не дизайн, и общаться с человеком, который принимает решения.

Скоро я добавлю третий принцип — о несдвигаемых сроках.

С коммерческим клиентом, если я не договариваюсь о принципах работы, не берусь за проект. Потому что знаю, что без них мы сделаем плохо или вообще ничего не сделаем.

Несколько людей одновременно приняли решения о дизайне недорогой, быстрой, лёгкой, экологичной, красивой и современной пожарной машины

С бесплатным клиентом — по-другому. Я рассказываю про принципы работы. И если клиент не соглашается, оказываюсь в тупике. Если пойти на компромисс, работа будет идти долго, со скрипом и в результате получится плохо. Если не идти на компромисс и отказаться, получается, что не хочу пойти навстречу и помочь. Сказать «нет» сложнее, чем клиенту за деньги, потому что хочешь помочь и сделать хорошо, а чувствуешь себя несговорчивым и эгоистичным мудаком. Я соглашался и шёл на компромисс.

Но идти на компромисс и отказываться от принципов работы, в которых уверен, — плохая идея. Это как быть «добрым» доктором, который знает, что клиент умрёт от гангрены, но отрезать больной палец ему жалко.

Резюме. Чтобы сделать хороший дизайн, с бесплатными проектами тоже надо договариваться до конца или отказываться от проекта. Даже когда рискуешь выглядеть несговорчивым и эгоистичным мудаком, надо резать палец.

Я люблю анекдот.

Мужик продаёт курицу на рынке.
— Почём курица?
— Тысяча рублей.
— Почему так дорого?
— Очень деньги нужны.

Почти всё, что мы делаем, — это взаимодействие с другими людьми.

Переговоры и споры, письма и блоги, овощные ларьки и сайты, темы писем и названия файлов в типографию, резюме и отношения с любимыми, объявления в подъезде и реклама, презентации и подписи к кнопкам, баннеры и схемы метро, учёба и продажа курицы — всё взаимодействие.

Во взаимодействии всегда две цели: ваша и второй стороны. Обычно они разные. Удачное взаимодействие выгодно и понятно обеим сторонам.

Если вы путаете свою и чужую пользу, это раздражает. Вы показываете, что думаете только о себе. Другой стороне не интересно, зачем это вам. Людям интересна польза в их мире.

Если хотите удачного взаимодействия, поймите пользу в мире другого человека — и объясните её.


В объявлениях
Магазин закрыт. Для вас важно, что магазин закрыт, а людям всё равно. Они ищут молоко — расскажите, когда откроетесь, куда переехали или где работает ближайший магазин.

В любви
Не уходи, я умру без тебя! Для вас важно, что вы умрёте, а остальным наплевать. Расскажите, почему стоит остаться: осчастливите, купите айфон, женитесь или не обольёте какашками дверь.

В темах писем
Знакомство с Софроновым. Для вас письмо — знакомство с Софроновым, а для Софронова — знакомство с вами. В мире Софронова правильная тема — «Знакомство с Четверговой».

В названиях файлов для типографии
Макет для типографии.eps Вы отправляете макет в типографию, а типография получает макет. У них все файлы — «Макет для типографии.eps» Назовите файл в мире типографии — «Буклет ИП Софронов.eps».

В социальной рекламе
Велосипедисты — тоже участники движения. Только вам (и велосипедистам) важно, чтобы автомобилисты не сбивали велосипедистов. А сами автомобилисты не хотят оказаться в тюрьме, не хотят, чтобы мучили кошмары или чтобы их называли убийцами. Расскажите про это.

В текстах
Авторский стиль важен для вас, чтобы вас узнавали. А людям наплевать. Они хотят быстро и доступно понимать информацию.

В графическом дизайне
Красивый логотип для портфолио важен для вас, дизайнера. А клиенту наплевать. Клиенту важно, чтобы логотип работал и был недорогим в поддержке.

В резюме
Вы фехтуете и изучаете иврит. Это важно для вас, а работодателю наплевать. Расскажите, как разносторонность и офигенность поможет решить проблемы клиента.

В продаже курицы
Вы хотите продать курицу дорого, потому нужны деньги. Всем наплевать, что вам нужны деньги. Объясните, почему покупателю это надо.


Другие ребята примерно о том же

Джеcc Гарет: Elements of user experience — первый уровень диаграммы
Максим Ильяхов: Рассказ о себе
Люда Сарычёва: Авторский стиль не нужен

Эта заметка — конспект выступления.

Меня удивляет и даже, пожалуй, возмущает, как многие люди относятся к критике. Никто не любит критику. Не любят, и когда критикуют их, и критиковать сами тоже не любят.

Да, когда критикуют тебя — это неприятно: очень легко расстроиться или начать защищаться. Ты делал что-то, старался и тут появляется непонятно кто, умничает и говорит, что всё плохо. Это грустно.

Да, критиковать других ребят — тоже неприятно. Никто не хочет никого расстраивать. Поэтому когда кто-то что-то делает, все хвалят, и льются восторженные отзывы. Считается, что критикуют только тролли и мерзкие недоброжелатели. Такие, как я.

Но критика полезна. Критика — это способ узнать о проблемах и улучшить проект или себя. Если не критиковать, как узнать о проблемах? Как сделать лучше?

Критика никому неприятна, но необходима. Если не указывать на ошибки, человек или проект перестанет развиваться. Критиковать — это как ходить к зубному: никто не любит, но надо.

Я считаю, что есть два принципа здоровой критики. Важно и правильно критиковать, и правильно принимать критику.

Когда критикуешь, самое важное — показать, что критикуешь, потому что хочешь, чтобы стало лучше. Важно показать, что критика — это проявление любви, а не агрессии. Важно, чтобы хотелось ответить «Спасибо!», а не «Да иди ты в жопу со своим мнением!».

Обычно я прямо объясняю это. Я говорю: «Я люблю ваш проект и хочу, чтобы он стал лучше, поэтому вот немного критики». И это работает.

Важно критиковать лично. Потому что публичная критика не для помощи, а чтобы повысить свою важность. Она заставляет оправдываться и не помогает.

И обратно — когда получаешь критику, важно помнить, что это проявление доброжелательности: критик хочет улучшит. Нужно обращать внимание на содержание, а не на форму. Критика полезна, даже если форма неприятна. Форма критики часто бывает некорректна и даже обидна.

Говорить эмоционально о том, что не нравится — нормально. Не каждый способен, да и не обязан формулировать критику, чтобы вам было приятно. Формулирует приятно — хорошо, нет — ничего страшного.

Польза из критики нужна тому, кого критикуют. Поэтому вытащить её из плохой критики — это его работа.

Критика — это не руководство к действию. Вы не обязаны делать, что вам советуют или даже учитывать. Вы решаете: хотите ли, важно ли, стоит ли делать и вообще стоит ли слушать критика. Оправдываться вы тоже не обязаны. Что делать с критикой — ваше решение.

И обратно — вашу критику тоже никто не обязан учитывать.

Особенно не хочется критиковать приятных ребят или проекты, которые нравятся. Потому что критика якобы говорит: «Вы мне не нравитесь, и проект ваш плохой», а вы так не думаете. Но с другой стороны — именно их и хочется сделать лучше. Дурацкие проекты и дурацких людей критиковать не хочется, потому что на них наплевать. Критикуйте доброжелательно, покажите, что критика — проявление заботы. И всё будет хорошо.

Если вы понимаете в чём-то толк, знаете, как улучшить — это прекрасно. Покритикуйте и предложите решение.

Часто ребята думают, что нельзя критиковать что-то, в чём они не специалисты. Могу ли я написать организаторам мероприятия, на котором был, что у них было плохо, если я не организовал в своей жизни ни одного мероприятия?

Да, можете.

Это лучшая и самая полезная критика. Мероприятия делаются не для тех, кто умеет делать мероприятия, а для тех, кто туда ходит. А веб-приложения — не для разработчиков. Расскажите про свою боль и проблему — это поможет исправить и сделать лучше.

Критикуйте и любите критику. Критика делает людей и проекты лучше. И хвалите.

Другие ребята о критике

Илья Синельников: Feedback sandwich
Максим Ильяхов: Три закона критики
Илья Бирман: Критика — это комплимент

2 августа 2015, 11:03

Редактор или дизайнер

Я не понимал, как называть себя: дизайнером или редактором. Я проектирую дизайн, но самое главное в моём дизайне — смысл и текст. Постарался разобраться.

Редактор и дизайнер — связанные профессии. В Школе Горбунова редакторов учат тому же, чему и  дизайнеров. А когда говорю с друзьями о разнице между дизайнером и редактором, они удивляются. Считают, что различаются всем: как лань и транзистор.

Плохой редактор отличается от плохого дизайнера

В начале пути у дизайнера и редактора узкие зоны ответственности. Графический дизайнер рисует картинки; дизайнер интерфейсов проектирует сценарии, кнопки и поля; дизайнер иконок занимается идеограммами. Редактор пишет и улучшает тексты.

Дизайнеру наплевать на тексты и на чужой дизайн. Редактора не волнует ничего, кроме текста. Они — профессионалы в своей области.

Хороший редактор не отличается от хорошего дизайнера

Дизайнер и редактор растут и понимают, что задача общая — понятно и удобно донести информацию. Чтобы решить задачу, надо выйти из своей узкой области: важны и текст, и картинки, и иконки, и сценарии.

Зона ответственности увеличивается. Теперь тот, кто назывался дизайнером или редактором, отвечает за представление информации. Различие исчезает.

Было бы круто называть таких дизайнеров-редакторов одним словом — «дизайнерами информации».

Чтобы поступить в Школу редакторов, надо было сверстать плакат. Плакат «поможет чиновникам общаться заботливо и понятно, без канцелярита, абстракций и сложноподчинённых конструкций».

Задание крутое: нужно сформулировать и решить проблему.

Я делал плакат для современной России. Кац не стал президентом; Навальный тоже не стал. Путин не сказал, что теперь писать по-человечески — это круто и великодержавно. Чиновники те же. Премии за хороший текст не раздаются. За плохой текст не четвертуют.

Работоспособность и польза

В идеальном мире чиновник пишет письма, обращения и объявления на человеческом языке. В реальности это невозможно. Писать хорошо — сложно и долго. На чиновника давят время, готовые шаблоны и непонимание коллег.

Если потребовать от чиновника писать идеально, он попробует, увидит, что это сложно, — и перестанет. Заботы к люди не прибавится.

Но быть понятным — это полезное действие.

Я предлагаю чиновнику написать пару предложений по-человечески и объяснить в них суть. А подробности — дальше на привычном бюрократическом языке.

Чиновнику так писать несложно. И людям проще понять бюрократические формулировки, когда заранее ясна суть.

Содержание

Форма важна, но ещё важнее содержание. Больше всего людей раздражают бесполезные ответы.

Плакат напоминает, что должно быть в тексте. Это вряд ли заставит плохих чиновников любить людей и помогать им. Но хорошим — напомнит о том, что важно написать.

Форма

Канцелярских оборотов сотни. Перечислять их все — бессмысленно. И систематизировать их тоже, по-моему, бесполезно, потому что чиновнику не близки слова «пассивные глаголы» и «отглагольные существительные».

Я придумал правило про обед и лучшего друга, которое поможет писать по-человечески. И написал несколько примеров, чтобы передать ощущение живой речи и контраст с канцеляритом.

16 июля 2015, 15:20

Воскрешение блога

Писать в блог — полезно

Я решил развиваться как редактор. Мне нужен блог.

Блог — это тренировка. Он учит чётче думать и понятнее формулировать мысли. Блог мотивирует писать больше. Писать для себя скучно, а показывать кому-то — круто. Чтобы писать хорошо, надо писать больше.

Блог — это портфолио. У меня нет редакторского портфолио. Блог — крутой способ показать и как пишешь, и про что тебе интересно думать.

Блог — это новые знакомства. Почти всех интересных ребят я узнал из блогов. Хочу, чтобы и интересные ребята узнавали обо мне.

Писать не идеально — это ок

Полтора года назад я начал вести блог. Ничего не получилось. Я написал несколько статей за год, а потом забросил.

Я собирался писать длинные статьи с интересными, новыми и глубоко продуманными идеями. Звучит круто: берёшь тему, разбираешь её со всех сторон, понимаешь сложные моменты и объясняешь. Я думал, что каждая статья должна быть точкой. Я писал только тогда, когда был уверен, что до конца жизни не изменю мнение.

Это было глупо.

Я понял, что изменю мнение почти обо всём. Передумывать — это единственный способ расти. Надеюсь, что через год посмотрю на этот текст и посмеюсь, каким же был дурачком и как отвратительно писал. Если не посмеюсь, роста нет — всё плохо.

Сейчас вместо статей, претендующих на всеобъемлемость, буду писать, что думаю. Не притворяться, что всё понял, а делиться мыслями. Не быть категоричным, а советоваться. Не учить, а разбираться.

Возможно, что и эту мысль передумаю. И это ок.

Интроверты и экстраверты — разные. Никто не лучше и не хуже.

Я думаю, что ужасно несправедливо, что экстраверты считаются лучшим типом людей. Хотя бы потому что, если бы все люди (Дарвин, Ньютон, Эйнштейн...) быстро принимали решения и были активными, а не долго думали — всё человечество было бы в жопе.

Поводом для возмущения стал мой товарищ — очевидный интроверт, — который сегодня сделал перепост про то, что все, кто не решительные, задумчивые и не активные, — слабаки и соплежуи.

Я отлично понимаю чувства интроверта, который соглашается с преимуществом экстравертов и репостит. Ты всю жизнь видишь счастливых экстравертов и не понимаешь, почему тебе не нравится делать то, что вызывает восторг у них. Ты стараешься быть таким же, чтобы быть счастливым, но не удаётся захотеть быть таким же. Я понимаю этот странный диссонанс.

Я сам делал так последние 10 лет.


Интровертам просто нужно другое для счастья.

Поэтому нам нужна и другая мотивация, и нам нужно делать другое, и вести себя по-другому, и нам нужно развивать другие качества.

Одно только осознание, что интроверты не должны становиться экстравертами, меняет очень многое.

Интроверты и экстраверты — разные. И те, и другие могут быть умными и глупыми, смелыми и трусливыми, целеустремлёнными и размазнями, деятельными и ленивыми… — просто это по-разному выражается.

Кто более деятельный Чарльз Дарвин, который разработал всего одну теорию, или Ричард Брэнсон, который основал сто тысяч компаний? Кто смелее Махатма Ганди или Уинстон Черчилль? Кто более целеустремлённый Стив Возняк или Стив Джобс?

Отдельной строкой хочу заметить, что то, что интроверты не должны становиться экстравертами, не означает, что мы не любим и не ценим экстравертов. Наоборот мы любим и ценим решительность, энергию, способность действовать, лёгкость и вообще непохожесть на нас.

Я пишу про интровертов, потому что экстраверты и так вовсю разрекламированы. Но разумеется, интроверты так же должны принимать и понимать, что экстраверты другие.


Прочитайте книгу «Непобедимый интроверт»: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3728632 Она поможет интровертам понять, что мы не должны становиться экстравертами, осознать и использовать свои сильные стороны и научиться необходимому экстравертскому минимуму; а экстравертам — понять интровертов. Понравится — посоветуйте своим знакомым интровертам.

3 января 2014, 19:30

Непобедимые интроверты

В нашей культуре укоренилось мнение про превосходство экстравертского поведения. Считается, что мы все должны вести себя, как экстраверты.

Я давно понял, что я — интроверт. И логически понимал, что экстраверты и интроверты разные: не лучше и не хуже, нельзя сравнивать. Но мне всё равно было как-то неловко от того, что я не могу быстро отвечать на вопросы, что мне больше нравится общаться вдвоём-втроём, чем большие компании, и что мне больше нравится писать, чем говорить, и что когда-то я необъяснимо молчалив, а когда-то необъяснимо разговорчив, и что я, похоже, физически не способен болтать, и что мои идеи часто кажутся людям странными…

На днях я прочитал книгу «Непобедимый интроверт»: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3728632.

Теперь я первый раз в жизни не просто принимаю, что интроверт, я горд этим.

Почти все мы неправильно понимаем, кто такие интроверты и экстраверты. Например, это не имеет никакого отношения к разговорчивости и застенчивости.

Особенность интровертов в том, что у нас много мыслей, информации и взаимосвязей в голове. Поэтому мы долго вспоминаем, долго думаем, не умеем болтать и поэтому же наши идеи глубже.

Книга позволяет интровертам понять, что мы не должны стараться быть экстравертами, осознать и использовать свои сильные стороны и научиться необходимому экстравертскому минимуму.

Интровертам для счастья необходимо понимание себя и других людей. И эта книга позволяет понять.

Я думаю, что книгу полезно будет прочитать и экстравертам, чтобы понять, насколько мы разные, как взаимодействовать с интровертами и узнать, какие мы на самом деле классные и что у нас можно многому поучиться, хотя часто этого и не видно на первый взгляд.

Когда вы её прочитаете, мне было бы очень интересно узнать ваше мнение.

Я — робот. Я умею анализировать, проектировать, систематизировать, решать задачи, строить системы. А вот со всякими правополушарными способностями у меня не очень. И логика говорит мне они и не нужны: эмоции, искусство, фотографии — фигня же какая-то бессмысленная.

Чтобы развивать правое полушарие мозга, месяц назад я начал вести инстаграм. Каждый день я делаю фотографии обычных штук, которые раньше не замечал: instagram.com/jeniasofronov Хочу, чтобы мои полушария мозга научились понимать друг друга. Было бы круто научиться логически анализировать чувства и эмоционально ощущать мысли.

Фотографии помогают развить правое полушарие

Такие фотографии помогают научиться переключаться в правополушарный режим: замечать новое в обычном, жить в настоящем.

Уже на второй день я оказался в изменённом состоянии и увидел, что асфальт ночью разноцветный.

Фотографировать свои интересные замечания

Фотографии не должны иметь художественной ценности. Фотографии не должны быть красивыми. И качество фотографий тоже не важно. Всего один критерий — замечать что-то интересное для себя в обычных вещах.

Нужно осознанно не обращать внимание на мнение других людей. Это дело для себя, это развитие себя — абсолютно неважно, что и кто думает, нравится ли кому-то или нет. Самому сложно понять, что говорит правое полушарие — естественно, другие люди ничего не увидят и не поймут.

Самые новые для меня наблюдения, никому не интересны, а банальные фотографии набирает лайки. Продолжаю фотографировать фигню, которая никому не нравится и которую никто не понимает :-)

Я выкладываю фотографии в инстаграм, а не прячу куда-то у себя, потому, что это мотивирует продолжать.

Творческий режим включается не сразу

Творческий режим включается только после первой фотографии. Первую картинку сложно увидеть, а дальше — очень просто. Этот переход ощущается физически. Как-будто сначала мозг сопротивляется и думает: «Да что же это ты за фигню-то собираешься фотографировать!», но после первой фотографии понимает и начинает замечать.

Нужно фотографировать не объекты, а их вид

Не нужно фотографировать ничего объяснимо интересного. Смешное, красивое, абсурдное, дурацкое, удобное, крутое… — это всё логические оценки. А нужно фотографировать то, что необъяснимо интересно выглядит.

От логических оценок отключиться — сложно.

Я стараюсь фотографировать такие штуки, от которых испытывается чувство восторга — чувство, которое было в детстве от новых интересных штук.

Избегать ловушек мозга

Мозг постоянно хочет упростить себе задачу. Он хочет искать и фотографировать одно и то же. Можно сделать сколько угодно красивых хипстерских фотографий на тему любой из фотографий: узоры стен, макрофотографии, границы сред, деревья, окна…

Но суть — замечать новые варианты. Вариантов — бесконечность. Это развивает способность не останавливаться, не лениться и продолжать думать, не останавливаясь на первом, удобном и привычном, варианте.

Я буду делать это, по крайней мере, год. Через год расскажу ещё раз, что произошло и стал ли я сверхчеловеком.

Если вы знаете подобные инстаграмы, расскажите мне про них, пожалуйста: jenia.sofronov@gmail.com

Хороший предприниматель отличается от плохого тем, что хороший предприниматель выясняет и решает проблему клиента, а плохой предприниматель решает свою проблему — заработать денег.

Хороший предприниматель старается улучшить продукт, плохой предприниматель — продать больше херни.

Ctrl + ↓ Ранее