7 августа 2015, 14:39

Два принципа здоровой критики

Эта заметка — конспект выступления.

Меня удивляет и даже, пожалуй, возмущает, как многие люди относятся к критике. Никто не любит критику. Не любят, и когда критикуют их, и критиковать сами тоже не любят.

Да, когда критикуют тебя — это неприятно: очень легко расстроиться или начать защищаться. Ты делал что-то, старался и тут появляется непонятно кто, умничает и говорит, что всё плохо. Это грустно.

Да, критиковать других ребят — тоже неприятно. Никто не хочет никого расстраивать. Поэтому когда кто-то что-то делает, все хвалят, и льются восторженные отзывы. Считается, что критикуют только тролли и мерзкие недоброжелатели. Такие, как я.

Но критика полезна. Критика — это способ узнать о проблемах и улучшить проект или себя. Если не критиковать, как узнать о проблемах? Как сделать лучше?

Критика никому неприятна, но необходима. Если не указывать на ошибки, человек или проект перестанет развиваться. Критиковать — это как ходить к зубному: никто не любит, но надо.

Я считаю, что есть два принципа здоровой критики. Важно и правильно критиковать, и правильно принимать критику.

Когда критикуешь, самое важное — показать, что критикуешь, потому что хочешь, чтобы стало лучше. Важно показать, что критика — это проявление любви, а не агрессии. Важно, чтобы хотелось ответить «Спасибо!», а не «Да иди ты в жопу со своим мнением!».

Обычно я прямо объясняю это. Я говорю: «Я люблю ваш проект и хочу, чтобы он стал лучше, поэтому вот немного критики». И это работает.

Важно критиковать лично. Потому что публичная критика не для помощи, а чтобы повысить свою важность. Она заставляет оправдываться и не помогает.

И обратно — когда получаешь критику, важно помнить, что это проявление доброжелательности: критик хочет улучшит. Нужно обращать внимание на содержание, а не на форму. Критика полезна, даже если форма неприятна. Форма критики часто бывает некорректна и даже обидна.

Говорить эмоционально о том, что не нравится — нормально. Не каждый способен, да и не обязан формулировать критику, чтобы вам было приятно. Формулирует приятно — хорошо, нет — ничего страшного.

Польза из критики нужна тому, кого критикуют. Поэтому вытащить её из плохой критики — это его работа.

Критика — это не руководство к действию. Вы не обязаны делать, что вам советуют или даже учитывать. Вы решаете: хотите ли, важно ли, стоит ли делать и вообще стоит ли слушать критика. Оправдываться вы тоже не обязаны. Что делать с критикой — ваше решение.

И обратно — вашу критику тоже никто не обязан учитывать.

Особенно не хочется критиковать приятных ребят или проекты, которые нравятся. Потому что критика якобы говорит: «Вы мне не нравитесь, и проект ваш плохой», а вы так не думаете. Но с другой стороны — именно их и хочется сделать лучше. Дурацкие проекты и дурацких людей критиковать не хочется, потому что на них наплевать. Критикуйте доброжелательно, покажите, что критика — проявление заботы. И всё будет хорошо.

Если вы понимаете в чём-то толк, знаете, как улучшить — это прекрасно. Покритикуйте и предложите решение.

Часто ребята думают, что нельзя критиковать что-то, в чём они не специалисты. Могу ли я написать организаторам мероприятия, на котором был, что у них было плохо, если я не организовал в своей жизни ни одного мероприятия?

Да, можете.

Это лучшая и самая полезная критика. Мероприятия делаются не для тех, кто умеет делать мероприятия, а для тех, кто туда ходит. А веб-приложения — не для разработчиков. Расскажите про свою боль и проблему — это поможет исправить и сделать лучше.

Критикуйте и любите критику. Критика делает людей и проекты лучше. И хвалите.

Другие ребята о критике

Илья Синельников: Feedback sandwich
Максим Ильяхов: Три закона критики
Илья Бирман: Критика — это комплимент