8 ноября, 12:21

Как читать цепочки Юдковского

Читать цепочки — сложно. Сам я начинал и бросал читать их два раза.

«Цепочки» — это классическое введение в прикладную рациональность.

Это около трёхсот статей Элиезера Юдковского, объединённые в серии. Каждая серия рассказывает про какую-то сторону рациональности. Серия статей по одной теме — это и есть цепочка.

Sequences
Цепочки на русском

В первый раз я начал читать отдельные статьи. Бросил. Во-первых, потому что не виден прогресс. Кажется, что статей бесконечное количество число (что не очень далеко от правды). Во-вторых, потому что в отдельных статьях было не понятно, что именно имеет в виду автор. Некоторые обороты можно понимать в противоположных смыслах.

Во второй раз я начал читать уже с начала и последовательно. Тоже бросил. Потому что первые статьи читать невозможно. Как я сейчас знаю, первые статьи — самые ужасные: самые сложные, самые запутанные запутанные и самые не понятно о чём. В них не понятно, что автор хочет сказать.

Сейчас я уже четыре месяца последовательно прорубаюсь через цепочки. И могу немного рассказать о том, как их лучше читать.

Как я читаю

Решил, что Юдковский умнее меня. С новой информацией хочется спорить. Я решил, что Юдковский умнее меня и я не буду с ним спорить, а буду стараться понять, что он имеет в виду.

Введение

Карта и территория
А. Предсказуемо неправы
B. Ложные убеждения
C. Замечая замешательство
D. Таинственные ответы
E. Чрезвычайно удобные оправдания

Как успешно менять своё мнение
F. Политика и рациональность
G. Против рационализации
H. Против двоемыслия
I. Свежий взгляд
J. Смертельные спирали
K. Умение отпускать

Машина в призраке
L. Простая математика эволюции
M. Хрупкие намерения
N. Как люди используют слова

Реальность
O. Законная истина
P. Редукционизм 101
Q. Радость реальности
R. Физикализм 201
S. Квантовая физика и множественные миры
T. Наука и рациональность

Добро
U. Ложные предпочтения
V. Теория ценности
W. Количественный гуманизм

Как стать сильнее
X. Yudkowsky's Coming of Age
Y. Вызов трудностям
Z. Искусство и сообщество

Читаю статьи по очереди. Я читаю статьи по очереди, потому что иначе часто не понятно, что имеется в виду. В статьях часто есть неявные отсылки к предыдущим.

Если читать по очереди, понятно, что имеется в виду. Если читать статью оторвано от предыдущих, можно понять ровно наоборот. Например, фраза «Аргументы — это солдаты».

Пишу тезисы для себя. Я пишу тезисы каждой прочитанной статьи. Очень легко прочитать статью, пропустить непонятные и сложные моменты — и сказать себе «Ага, я всё понял».

Переписать понятно и своими словами помогает на самом деле понять, что ты понимаешь, а что нет. Когда я пишу тезисы, понимаю сложные моменты, а не пропускаю их.

Публикую эти тезисы. Эти тезисы я выкладываю в паблик. Это помогает не забросить читать. Я постоянно слежу за тем, чтобы писать свои тезисы и для себя, а не пересказы для других людей.

Эти тезисы — это не пересказ и не отредактированная версия статьи. Эти тезисы нужны мне для того, чтобы лучше разобраться и лучше запомнить.

Писать тезисы каждой статьи — это полезно для понимания и запоминания, но сложно и долго. Если у вас нет сил и времени для этого, то я надеюсь, что тезисы полезны вот почему. В них можно увидеть общую картину статьи — и тогда будет легче понять статью статью и встроить её в свою когнитивную карту. Не заменяйте чтение статей чтением тезисов.

Выделяю одну главную мысль. В статьях часто бывает несколько мыслей. Мысли связаны друг с другом и не сразу понятно, равнозначны ли они, или какая из них главная или какая-то следствие из другой.

Чтобы не замыливать главную и новую мысль статьи, я явно её формулирую и убираю всё, кроме главной мысли. Убираю все связки и всё, что было в статьях раньше. Я отталкиваюсь от того, что читаю всё с начала последовательно и знаю, что было раньше.

Иногда название статьи — это не главная мысль.

Читаю медленно. Я сначала читаю статью, а тезисы пишу на следующий день. Почему-то я не могу сразу осознать и записать главные мысли, а на следующий день мысли укладывается. Хотя я сознательно вообще не думаю о них в это время.

Если что-то слишком сложно, думаю. Иногда встречаются сложные штуки. Какая-то математика, например; а я не математик. Тогда я останавливаюсь, гуглю, стараюсь понять, что это значит.

Если что-то слишком легко, думаю. Иногда кажется, что статья ровно о том, о чём была раньше. Почти всегда это не так. Этим цепочки и круты — Юдковский рассказывает почти об одном и том же, но делает акцент на разных сторонах.

Если не получается понять, иду дальше. После того, как остановился и подумал, всё равно не всегда получается понять. Тогда я иду дальше. Все цепочки переплетены и в них есть отсылки как к более ранним статьям, так и к более поздним. Поэтому, скорее всего, дальше будет о том же самом, но другими словами.

Не понятно — прорубаюсь дальше, дальше будет понятно.