10 февраля 2016, 17:53

Почему сложно работать бесплатно

Иногда я бесплатно делаю дизайн для гуманистических проектов. Работать бесплатно — почти всегда сложнее. Переговоры идут сложно, правки утверждаются со скрипом и результат часто плохой.

Я не понимал, почему работать бесплатно сложнее, чем за деньги. Хотя я искренне хочу помочь, и клиент ценит это желание. Я долго думал об этом и наконец понял.

У меня есть два принципа работы с клиентами: обсуждать задачи, а не дизайн, и общаться с человеком, который принимает решения.

Скоро я добавлю третий принцип — о несдвигаемых сроках.

С коммерческим клиентом, если я не договариваюсь о принципах работы, не берусь за проект. Потому что знаю, что без них мы сделаем плохо или вообще ничего не сделаем.

Несколько людей одновременно приняли решения о дизайне недорогой, быстрой, лёгкой, экологичной, красивой и современной пожарной машины

С бесплатным клиентом — по-другому. Я рассказываю про принципы работы. И если клиент не соглашается, оказываюсь в тупике. Если пойти на компромисс, работа будет идти долго, со скрипом и в результате получится плохо. Если не идти на компромисс и отказаться, получается, что не хочу пойти навстречу и помочь. Сказать «нет» сложнее, чем клиенту за деньги, потому что хочешь помочь и сделать хорошо, а чувствуешь себя несговорчивым и эгоистичным мудаком. Я соглашался и шёл на компромисс.

Но идти на компромисс и отказываться от принципов работы, в которых уверен, — плохая идея. Это как быть «добрым» доктором, который знает, что клиент умрёт от гангрены, но отрезать больной палец ему жалко.

Резюме. Чтобы сделать хороший дизайн, с бесплатными проектами тоже надо договариваться до конца или отказываться от проекта. Даже когда рискуешь выглядеть несговорчивым и эгоистичным мудаком, надо резать палец.